Термин ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) охватывает нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также задержку психического развития, умственную отсталость и расстройства аутистического спектра. Все это мешает детям полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Для них необходимы особые условия, помощь в повседневной жизни, при дошкольной подготовке и в процессе обучения.

Особенности физического развития детей с ОВЗ в зависимости от отклонений

Основная особенность физического развития у ребят с нарушениями заключается в том, что они испытывают дефицит двигательной активности – в течение дня они производят меньше движений, чем это необходимо в их возрасте. Для того чтобы решить эту проблему, используется индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывается и физиология, и психическое состояние ребенка. Упражнения подбираются таким образом, чтобы исключить или минимизировать дискомфорт в период активности.

Большое значение имеет правильная классификация и построение программы физических упражнений в зависимости от нее – это поможет достичь максимально возможного положительного эффекта. При этом важно понимать, что чудеса случаются редко, и ребенок в одно мгновение, после одного занятия, к сожалению, не станет здоровым. Однако систематические занятия, пусть и спустя сравнительно долгий период времени, но все же позволят значительно улучшить состояние ребенка и справиться с основными симптомами его заболевания, а в некоторых случаях и избавиться от самой болезни.

Особый подход при планировании физического воспитания требуется у детей с нарушениями (или их сочетаниями):

  • опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • речи (ТНР), слуха, зрения;
  • умственной отсталостью;
  • расстройством аутистического спектра (РАС);
  • задержкой психического развития (ЗПР).

Возраст – еще один важный фактор, ведь каждая возрастная группа имеет особые характеристики, оказывающие влияние на развитие. Особую роль играет моторика, поскольку в некоторых случаях жесты являются единственным способом взаимодействия с окружающим миром.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Дети с НОДА – самая сложная группа. Они начинают довольно поздно ходить, как правило, не ранее четырех лет, или не начинают самостоятельно передвигаться вовсе. Это оказывает сильное негативное влияние на психоэмоциональное состояние детей.

Особенность физического развития заключается в том, что у детей с НОДА неправильно распределен мышечный тонус, что влияет на все процессы в организме, в частности, стимулирует развитие ортопедических проблем. Программа лечения требует постоянной корректировки, дополнения и совершенствования.

Нарушения слуха, речи и зрения

Адаптация с такими проблемами проходит довольно сложно. Ребенок может испытывать психологический и физический дискомфорт из-за того, что носит слуховой аппарат, очки или не может нормально говорить.

Нарушение слуха провоцирует проблемы с речью. Между тем, ТНР обычно не оказывает влияния на слух, как и на интеллектуальное развитие. Однако ребята с такими патологиями часто имеют проблемы психологического характера, поскольку не могут полноценно контактировать с этим миром. Поэтому адаптивная физическая культура при разных видах проблем со слухом и речью – это, прежде всего, помощь ребенку в социальной адаптации, а также поддержание здоровья и профилактика различных болезней.

Организация физкультуры при патологиях зрения требует отдельного внимания. Дети, которые плохо видят или не видят вообще, из-за этого чувствуют себя незащищенными и боятся делать какие-то движения. Физическое развитие имеет тесную связь с визуальным восприятием, а когда последнее невозможно, это мешает формированию представления об окружающем мире, мешает избегать препятствий и пр. При проблемах со зрением педагогами и психологами разрабатываются специальные упражнения и занятия, задачей которых является возвращение динамики. Программа включает в себя комплекс физических упражнений, дыхательную гимнастику, гимнастику для пальцев.

Дети с умственной отсталостью

При умственной отсталости поражается кора головного мозга. Это может произойти вследствие пренатальных, унаследованных или тяжелых травм головного мозга, ушибов и сотрясений. Из-за поражения коры, когнитивные функции и способности либо слабо развиты, либо отсутствуют. Ребята школьного и дошкольного возраста не проявляют интереса к окружающему миру и обучению, равнодушны и не стремятся к получению новых знаний.

Физическое развитие зависит от степени отсталости. Как правило, такие ребята плохо социализируются и не могут освоить простые действия, поэтому почти не учатся в школе. План адаптивных занятий и их тип зависит от психического развития и физических возможностей ребенка.

Расстройства аутистического спектра

Для детей с РАС характерно быстрое привыкание к определенной среде, для них важна размеренная жизнь, где им все понятно, и вмешательство в нее извне может вызвать сильный стресс у ребенка. Поэтому важно делать это аккуратно.

Социализация – важная часть, но она может занимать достаточно много времени. В первую очередь преподаватели и инструкторы должны завоевать доверие ребенка, что тоже непросто, и только потом начинать работу.

Поскольку дети с расстройствами аутистического спектра имеют моторную недостаточность и заторможенность, минимальное развитие силы, выносливости, ловкости и скорости реакции, все занятия, в том числе и физическая культура, выстраиваются определенным образом, с учетом индивидуальных особенностей. Дети также быстро утомляются и теряют концентрацию внимания. При организации занятий отдается предпочтение общеукрепляющим упражнениям, спланированным таким образом, чтобы одно сильно отличалось от следующего, и т. д., и чтобы все они дарили какие-то позитивные эмоции. Также рекомендуются упражнения для развития моторики.

Физическое развитие детей с задержкой психического развития

Дети с ЗПР отличаются сниженным сенсорно-перцептивным восприятием, их чувственные навыки и вербальное восприятие не соответствуют нормам, а также нарушено представление о пространстве и времени. Они боятся всего незнакомого, опасаются сделать что-то, думая, что это может им навредить. Выносливость и ловкость слабо развиты.

Дети с ЗПР часто имеют проблемы с осанкой и немного неуклюжи, они этого стесняются и испытывают дискомфорт. Для них также разрабатывается комплекс специальных физических упражнений, который сочетается с медицинскими процедурами и дополняется занятиями с психологом.

Адаптивные физическая культура для детей с ОВЗ в клинике «Кинезиоцентр» (Екатеринбург)

Физическое развитие детей с разными ограничениями возможностей здоровья – это важная часть комплексной терапии, такая же, как занятия с психологами и педагогами и процедуры, назначенные психиатрами и неврологами. Специальные упражнения, особенно в составе групп, помогают детям социализироваться и ощутить вкус жизни, а это – важный шаг на пути к позитивным изменениям.

Занятия для детей с ОВЗ проводятся специалистами нашего центра кинезиотерапии в Екатеринбурге. Мы используем индивидуальный подход к каждому ребенку и делаем правильные шаги, чтобы завоевать и удержать доверие детей, окружая их любовью и заботой. Связаться с нами вы можете через форму обратной связи на сайте или по телефону: +7 (343) 364 - 64 - 57. Мы ждем вас по адресу: г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 38.