Лечебная физкультура при РАС (расстройствах аутистического спектра, проще говоря – аутизме) – эффективный метод реабилитации, который способствует физическому развитию и помогает улучшить когнитивные способности ребенка. ЛФК при РАС, так же как при ДЦП и других ОВЗ, имеет весомое преимущество – возможность применения методики с первых лет жизни. Лечебная физкультура при расстройствах аутистического спектра – это также хорошая возможность показать ребенку-аутисту заботу и поддержку, положительно повлиять на его психоэмоциональное и общее развитие.

ЛФК для детей с аутизмом

У детей с РАС есть нарушения в моторном развитии, такие как неловкость движений, замедление реакции, проблемы с равновесием и координацией. Для того чтобы скорректировать эти нарушения и в целом улучшить физическое состояние детей с аутизмом, необходимы регулярные занятия лечебной физкультурой.

Двигательная активность полезна и для здоровых ребят, а при нарушениях в развитии – тем более. Она способствует стабилизации психоэмоционального состояния, в частности, помогает справиться с тревожностью, агрессией, стрессом, а также с напряжением мышц.
Детям аутистам важна социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков. Групповые занятия помогают научиться взаимодействовать со сверстниками, делать последовательные действия и ориентироваться в пространстве.

Методика подходит для детей разных возрастов. Комплекс упражнений подбирается индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и его физических возможностей. ЛФК при РАС также положительно сказывается на развитии речи и внимательности, и самое главное – уберегает от инвалидности.

Трудности, которые могут возникнуть в процессе

Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра особенный, и могут возникнуть сложности при взаимодействии с ними специалистов. Для того чтобы избежать трудностей, в первую очередь нужно заслужить доверие, показать, что рядом люди, которые хотят помогать и поддерживать.

При разработке комплекса упражнений, помимо индивидуального подхода, при РАС, как при ДЦП и других ОВЗ, важно следовать и некоторым другим правилам:

  1. Ребенок должен знать, что и как будет проходить – для этого нужно соблюдать структурированность и предсказуемость. Это поможет детям аутистам лучше воспринимать и усваивать информацию. Разрабатывается алгоритм, используются четкие инструкции, применяются зрительные подсказки, а последовательность упражнений не меняется.
  2. Усложнение. Сначала выполняются легкие упражнения. Как только дети привыкнут к ним и будут готовы к более сложным задачам, упражнения усложняются. Это стимулирует ребенка к развитию.
  3. Применение специального оборудования. Возможно использование различных тренажеров, гимнастических снарядов, сенсорных модулей и прочего оборудования, которое поможет организовать комфортную, безопасную среду.

Занятия должны проходить в эмоционально приятной обстановке, спокойной и доброжелательной атмосфере. Важная черта инструктора – эмпатичность. Для достижения наилучших результатов следует посещать занятия ЛФК регулярно.

Особенный ребенок на первых занятиях может испытывать психо-адаптационное напряжение и страх, но это не повод отказываться от лечебной физкультуры. Напротив, регулярная двигательная активность поможет преодолеть негативные эмоции.

Упражнения ЛФК для детей с РАС

В комплекс входят упражнения, которые направлены на улучшение физического, психологического и эмоционального состояния ребенка:

  • общее укрепление здоровья;
  • формирование двигательных навыков и основных физических качеств, соответственно возрасту и возможностям;
  • стимуляция физического развития и произвольной двигательной активности;
  • коррекция нарушений психомоторики.

Помимо прочего, лечебная физическая культура при аутизме – это большой, важный вклад в воспитательный процесс, который способствует формированию личности, обеспечивает условия для социальной адаптации и интеграции в социуме.

К числу упражнений, которые применяются для детей с РАС, относятся:

  • маршировка – начинается с шага, ребенок повторяет за взрослым, постепенно подключаются руки;
  • батут – прыжки хорошо помогают работать над крупной моторикой;
  • мячи – такие игры просты, но доставляют детям аутистам массу удовольствий;
  • ходьба по тонким и толстым линиям – помогает развивать равновесие;
  • полоса барьеров – помогает развивать общую моторику, а также навык упорядочивания и координирования действий;
  • танцы – еще одно веселое занятие, такая терапия формирует моторную имитацию, развивает чувство темпа и ритма.

Таких упражнений и методов – много, и каждое помогает развивать определенные навыки у детей. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. В группу набирают ребят с похожим уровнем развития.

Занятия ЛФК для детей с аутизмом в клинике «Кинезиоцентр» (Екатеринбург)

В рамках продуманно организованных и четко проведенных уроков лечебной физкультуры, которые проводятся в центре кинезиотерапии, дети с аутизмом последовательно развиваются и осознанно учатся взаимодействовать с окружающим миром. Врачи и инструкторы клиники «Кинезиоцентр» (Екатеринбург) имеют профильное образование и умеют работать с детьми с особенностями (в том числе с ДЦП и другими ОВЗ) так, чтобы каждый особенный ребенок чувствовал себя комфортно, успешно развивался, овладевал нужными навыками и был готов к образовательному процессу.

Узнать услуги и цены, почитать отзывы и найти полезные статьи, а также записаться на прием вы можете на сайте. Задать интересующие вопросы и записаться на консультацию можно по телефону. Мы находимся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 38.